ПРЕДМЕТЫ:

ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕ0ГРАФIЯ,

МЕТЕОРОЛОГіЯ,

ГЕОГРАФIЯ РОССИИ,

СТРАНОВѢДѢНIЕ,

АНТРОПОЛОГIЯ,

ЭТНОГРАФIЯ И

ИСТОРIЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХЪ ОТКРЫТIИ.


Въ составленIи статей принимали участIе: ПРОФ. А, Н. КРАСНОВЪ

Д. К. ПЕДАЕВЪ и прив.-доц. А. М. ПОКРОВСКIЙ

 

Предисловіе къ VI тому „Народной Энциклопедіи“.

Антрополого-географическій отдѢлъ Народной Энциклопедіи имѢетъ цѢлью дать читателю цѢльное представленіе о землѢ, о людяхъ, ее населяющихъ, и условіяхъ жизни обитателей земли.

Большая часть статей этого тома посвящена описанію всего земного шара, нашего отечества и странъ, окружающихъ наше отечество, и лишь немногія статьи относятся къ метеорологіи, антропологіи, этнографіи и къ исторіи географическихъ открытіи.

О значеніи и пользѢ изученія географіи, какъ науки очень необходимой для всякаго грамотнаго человѢка, читатель найдетъ въ нижепомѢщаемомъ введеніи, здѢсъ же необходимо только кратко охарактеризовать предметы, составляющіе антрополого-географическій отдѢлъ.

Предметъ физической географіи начинается съ того, какова природа странъ, лежащихъ отъ насъ къ сѢверу и югу, а также каково вліяніе природы этихъ странъ на живущихъ тамъ людей. ДалѢе описываются страны пояса, пустыни, горныя страны съ ихъ типичными растеніями и животными. Описанie облика земли заканчивается статьями о водныхъ вмѢстилищахъ земли (океанахъ и моряхъ) и ихъ жизни. Въ слѢдующихъ статьяхъ читатель знакомится съ формой земли, способами ея изображенія, распредѢленіемъ материковъ и океановъ, съ вѢтрами, морскими теченіями и климатами земного шара. ЗдѢсь же читатель узнаетъ о движеніи земли въ небесномъ про-странствѢ, какъ это движеніе вызываетъ смѢны дня и ночи и чередованіе временъ года для всякаго мѢста на земномъ шарѢ. Заканчивается предметъ физической географіи статьями о внутреннемъ строеніи земного шара, о вулканахъ и землетрясеніяхъ и о происхождении земли.

ВсѢ тѢ. явленія, которыя происходятѢ въ воздухѢ, окружающемъ землю, въ ихъ суточныхъ и годовыхъ измѢненіяхъ, а также причиныэтихъ измѢненій представлены въ статьяхъ по метеорологіи. Предметъ метеорологіи заключаетъ въ себѢ статьи обь атмосферѢ, температурѢ, влажности и давленіи воздуха, объ облакахъ, дождѢ и вѢтрѢ. ЗдѢсь читатель познакомится и съ тѢмъ, насколько возможно предсказывать погоду и что такое громъ, молнія, радуга и другія свѢтовыя явленія въ атмосферѢ.

Въ слѣдующемъ рядѣ статей читатель ознакомится съ различными частями нашего отечества, съ природой областей и населеніемъ ихъ—это географія Россіи; съ нея начинается описаніе странъ земного шара, какъ наиболѣе каждому изъ насъ близкой и понятной; слѣдующія статьи содержатъ описаніе остальныхъ странъ земного шара со стороны ихъ природы, климата, а также даютъ описаніе жизни и занятій жителей и стараются показать до какой высоты культурнаго развитія поднялось населеніе; таковъ предметъ страновѣдѣнія.

Предметъ этнографіи рисуетъ передъ читателемъ различныя народности, населяющія земной шаръ, ихъ жизнь и нравы, способы существованія, вѣрованія и обычаи. Этнографія рисуетъ народы такими, каковы они въ настоящее время; здѣсь описаны и дикари Австраліи, наименѣе развитые въ умственномъ отношеніи; земледѣльцы Китая—люди, прошедшіе суровую школу борьбы за существованіе, но еще не достигшіе многаго, что дѣлаетъ жизнь удобной и пріятной; описаны и высококультурные американцы — жители Соединенныхъ Штатовъ, которые, благодаря своей пытливости ума и трудоспособности, во многомъ стоятъ во главѣ цивилизованныхъ народовъ. Въ рядѣ статей, описывающихъ различныя народности, можно прослѣдить, какъ жизнь сначала очень простая, очень примитивная, мало-по-малу усложняется. Очень небольшія потребности дикаря удовлетворяются съ помощью очень несложныхъ орудій и жизнь трудная и суровая поглощаетъ, всѣ его силы, не давая развиться сложнымъ общественнымъ отношеніямъ. Мало-по-малу человѣкъ накапливаетъ все больше и больше знанія и опыта, приручаетъ животныхъ и жизнь его дѣлается все болѣе и болѣе сложной, какъ это наблюдается теперь у многихъ западно-европейскихъ народовъ.

Этнографія занимается изученіемъ отдѣльныхъ народностей, антропологія изучаетъ все человѣчество; поэтому предметъ антропологіи заключаетъ въ себѣ статьи о древности человѣческаго рода, о дѣленіи людей на расы и племена и о главнѣйшихъ признакахъ, отличающихъ человѣка отъ обезьянъ.

Наконецъ, послѣдній рядъ статей покажетъ читателю, какъ наука географія возникла и развилась, благодаря пытливости человѣческаго ума и героической рѣшимости отдѣльныхъ лицъ въ ихъ попыткахъ узнать землю въ самыхъ затаенныхъ ея углахъ. Предметъ—исторія географическихъ открытій—исторія гихъ путешествіи, многихъ великихъ путешественниковъ, которые шагъ за шагомъ изучали земной шаръ, и на основаніи этого изученія составлена предлагаемая книга. Исторія гѳогра-ическихъ открытій начинается съ путешествій древнихъ мореплавателей, даетъ читателю описаніе путешествій Христофора Колумба, Магеллана и Кука, Стэнли и Ливингстона и заканчивается открытіями и изслѣдованіями Пржевальскаго, Нансена, Норденшельда. Отдѣльная статья посвящается исторіи изслѣдованія южнаго полюса и путешествію Шекльтона.

Составители этого отдѣла имѣли цѣлью дать возможно полную картину жизни земного шара, но матеріалъ географіи и ан-тропологіи такъ обширенъ, что за недостаткомъ мѣста пришлось многое опустить, и въ выборѣ того, что оставить, а что, какъ не столь важное, опустить, и состояла главная трудность составленія книги. Другое очень важное обстоятельство не менѣе затрудняло составителей—это необходимость сдѣлать понятнымъ, легко доступнымъ изложеніе матеріала, такъ какъ всѣ статьи антрополого-географическаго отдѣла требуютъ отъ читателя предварительнаго знакомства съ природовѣдѣніемъ, физикой и химіей. Географія соприкасается съ многими другими науками, географа интересуетъ и земная кора и атмосфера, водная оболочка земли, растенія, животныя и человѣкъ, онъ старается выяснить связь между тѣмъ, что представляетъ земная кора, климатъ, и жизнью, которая развивается на поверхности земли; физическія и химическія явленія сопровождаютъ всѣ проявленія жизни или измѣненія земной коры, воздуха и воды; поэтому попутное знакомство съ отдѣлами физико-математическимъ и природовѣдѣнія, отчасти съ техническимъ и сельскохозяйственнымъ является существенно необходимымъ для читателя антрополого-географическаго отдѣла и во многомъ облегчитъ ему пониманіе его.

Не малую долю затрудненій представило снабженіе VI тома рисунками, діаграммами, таблицами и картами. Многія таблицы и рисунки являются въ этомъ отдѣлѣ оригинальными, часть же картъ заимствована изъ энциклопедическаго словаря Брокгауза и Ефрона и у И. М. Михайлова, «Учебный географическій атласъ», изданіе Т-ва Сытина; автору и издателямъ этихъ картъ мы и приносимъ здѣсь глубокую благодарность за разрѣшеніе спеціально для «Народной Энциклопедіи» воспользоваться этими картами; въ карту желѣзныхъ дорогъ, напечатанную въ этомъ отдѣлѣ въ увеличенномъ масштабѣ, внесены нѣкоторыя дополненія.

Въ составленіи антрополого-географическаго тома принимали участіе Н. К. Кничеръ, проф. А. Н. Красновъ, Д. К. Педаевъ, прив.-доц. А. М. Покровскій.

Общее редакціонное согласованіе статей VI. тома принадлежитъ Н. К. Кничеру и А. М. Покровскому.

Членъ Редакціонной Комиссіи Н. К. Кничеръ.

 

ВВЕДЕНІЕ.

 

 

Мало наукъ, которыя начали такъ давно интересовать человѣчество, какъ географія, и немногія изъ нихъ продолжаютъ давать вплоть до настоящаго времени такъ много новаго, какъ эта наука. Человѣкъ, живущій весь свой вѣкъ въ глухой деревнѣ, остается неразвитымъ. Онъ невольно думаетъ, что всѣ люди живутъ такъ же, какъ онъ и его сосѣди, и что всякій человѣкъ, своими обычаями, взглядами и поведеніемъ отличающійся отъ его односельчанъ, достоинъ насмѣшки и презрѣнія. Напротивъ, человѣкъ, побывавшій въ разныхъ городахъ и даже странахъ, хорошо знаетъ, что далеко не все на свѣтѣ одинаково, что справедлива пословица «что городъ, то норовъ—что деревня, то обычай» и что далеко не все, до чего додумались люди въ другихъ мѣстахъ, глупо и смѣшно, а что многое, напротивъ, достойно подражанія. Потому-то къ разсказамъ такихъ людей окружающіе относятся съ интересомъ, и путешественники - землепроходцы всегда находили внимательныхъ слушателей, которые изъ ихъ разсказовъ знакомились съ тѣмъ, каковы природа и люди въ другихъ странахъ, какъ велика наша земля, есть ли земли и люди за тѣми морями, которыя насъ окружаютъ, и т. п.

Однако какъ ни интересны были разсказы путешественниковъ, знакомившихъ людей съ различными странами и обычаями, они еще не составляютъ науки о землѣ или географіи. Описанія разныхъ странъ и государствъ наполняютъ теперь множество книгъ, вся почти земля уже описана, планы различныхъ странъ и ихъ ландшафты помѣщены въ особыхъ изданіяхъ, называемыхъ атласами. Тѣмъ не менѣе, все это еще не составляетъ науки географіи или, выражаясь точнѣе, землевѣдѣнія. Недостаточно для человѣка знать, что находится на сѣверъ, на югъ, на востокъ или на западъ отъ его отечества. Его интересуетъ не менѣе того вопросъ, отчего въ однихъ мѣстахъ земли холоднѣе, въ другихъ теплѣе, чѣмъ у насъ отчего не одинаковы почвы и растенія въ разныхъ странахъ, почему въ однихъ мѣстахъ вздымаются горы, тогда какъ въ другихъ странахъ мѣстность ровная; наконецъ, почему нравы, обычаи, трудъ и занятія людей въ различныхъ государствахъ неодинаковы. Въ однѣхъ странахъ развилась культура, народы достигли высокой степени образованности, въ другихъ нравы грубы и народъ коснѣетъ въ невѣжествѣ. Вотъ на эти-то вопросы и пытается отвѣтить землевѣдѣніе, какъ наука.

Съ одной стороны, на основаніи описаній путешественниковъ, оно знакомитъ насъ съ природою различныхъ странъ и съ тѣмъ, какъ сложилась жизнь человѣка этихъ странъ, съ другой стороны, оно старается разъяснить причины несходства этой природы и вліяніе ея на человѣка и его культуру. Наконецъ, задачею землевѣдѣнія является показать, какъ расположены различныя страны съ ихъ обитателями на земномъ шарѣ, и выяснить, почему онѣ возникли и расположились такъ, а не иначе. Изъ всѣхъ наукъ, необходимыхъ для самообразованія, географія одна изъ самыхъ важныхъ, такъ какъ она, выясняя связь человѣка съ природой и зависимость его отъ природы, чрезвычайно расширяетъ умственный кругозоръ человѣка. Какъ житель глухой деревни судитъ обо всемъ и обо всѣхъ по себѣ — и понятія его узки и односторонни, такъ и человѣкъ, незнакомый, хотя бы по описаніямъ, съ жизнью и природой другихъ странъ, одностороненъ въ своихъ сужденіяхъ, я имѣетъ невѣрныя понятія объ окружающихъ его странахъ и народахъ. Зная же все великое разнообразіе явленій природы и жизни на землѣ, онъ сумѣетъ найти то мѣсто, которое занимаетъ среди нихъ его родина, и то, что въ ней совершается. Выясняя причины, по которымъ на землѣ распредѣлились различные климаты, или разные виды животныхъ и растеній, узнавши, что даже горы и моря расположились на земномъ шарѣ не случайно, а по извѣстнымъ законамъ, онъ пойметъ, что между всѣми явленіями на землѣ существуетъ причинная связь. Изученіе этой причинной зависимости явленій приведетъ его къ убѣжденію, что и жизнь человѣчества и тѣ формы, которыя она принимаетъ, управляются тѣми же законами природы. Онъ пойметъ, что человѣкъ на землѣ самъ по себѣ — ничтожное существо, что не для него создана окружающая его природа, но что эта послѣдняя сдѣлала его такимъ, какой онъ есть. Онъ безсиленъ своею волею измѣнять ходъ ея законовъ, но, зная и понимая ихъ, онъ можетъ понять, къ чему можно и къ чему нельзя стремиться въ той или другой мѣстности.

Въ природѣ на земной поверхности всѣ явленія находятся между собой въ тѣсной связи. Отъ шарообразной формы земли и отъ ея движенія зависитъ неодинаковое освѣщеніе и нагрѣваніе разныхъ странъ, неодинаковый характеръ временъ года. 0тъ внутренняго состоянія земли, ея нѣдръ, зависитъ внѣшняя форма земли и постепенное измѣненіе въ очертаніяхъ суши и моря. Отъ неодинаковой ихъ величины и расположенія зависитъ несходство климатовъ земного шара, а съ климатами, въ свою очередь, связано различіе растеній, животныхъ и образа жизни людей. Но очертанія суши и моря на землѣ не всегда были такими, каковы они теперь; потому обликъ растеній и животныхъ, обликъ самыхъ горъ и свойства почвъ на землѣ зависятъ не только отъ воздѣйствій на нихъ теперешнихъ климатовъ, но и отъ того, что было на землѣ ранѣе. Въ каждой странѣ остались слѣды ея прошлаго, съ которымъ нельзя не считаться. Но не всегда можно хорошо знать это прошлое. Судить о немъ позволяютъ, главнымъ образомъ, сохранившіеся въ землѣ остатки населявшихъ мѣстность растеній и животныхъ или оставленные на скалахъ и грунтѣ слѣды происходившихъ перемѣщеній или суши.

Къ счастью, однако, въ различныхъ мѣстахъ земли еще продолжается тотъ порядокъ вещей, который въ другихъ мѣстахъ земли уже измѣнился. Какъ въ захолустьяхъ часто люди еще живутъ тѣмъ укладомъ жизни, какой давно оставленъ въ бойкихъ городахъ, такъ и въ различныхъ странахъ земли сохранилось то, что давно уже отжило въ остальныхъ ея частяхъ. Потому сравнительное изученіе различныхъ мѣстностей поучительно еще и въ томъ отношеніи, что оно позволяетъ наблюдать, какъ развивались постепенно извѣстныя явленія жизни на землѣ. Не даромъ извѣстный французскій ученый—географъ Э. Реклю называетъ географію исторіей въ пространствѣ.

Особенно поучительно такое изученіе по отношенію къ человѣку. Географія показываетъ, что природа является постоянною воспитательницей человѣчества. Холодъ и жаръ, трудность и легкость добыванія пищи, характеръ этой послѣдней, животной или растительной, пути сообщенія, средства защиты, свойства почвы, рѣки — заставили человѣчество на самыхъ раннихъ ступеняхъ развитія создавать совершенно различную культуру. Въ одномъ случаѣ онъ могъ ходить голымъ, его кожа грубѣла и принимала различную окраску — черную, желтую, коричневую; въ другомъ случаѣ онъ издавна сталъ прибѣгать къ одеждѣ. Онъ дѣлался бродячимъ охотникомъ, жилъ маленькой семьей, или занимался земледѣліемъ, соединяясь въ большія общества. Въ однихъ случаяхъ дѣти скоро забывали все, чему научились родители, кромѣ развѣ сноровки въ дѣлѣ преслѣдованія добычи; въ другомъ — они постепенно накопляли знанія и опытъ, пріобрѣтенные предками; эти создали ту науку, пользуясь которой потомки могли постепенно подчинить себѣ природу и жить независимо отъ ея случайностей. Они познали ея силы и заставили ихъ работать на себя вмѣсто того, чтобы поклоняться имъ, какъ божествамъ, какъ то дѣлали ихъ предки и болѣе дикіе народы; такъ, люди использовали силу вѣтра въ мельницахъ, на парусныхъ судахъ, силу водопадовъ направили на добываніе электрической энергіи для освѣщенія городовъ, для фабрикъ и заводовъ, а рѣки обезпечили человѣку передвиженіе товаровъ на протяженіи многихъ тысячъ верстъ.

Географія показываетъ также, что не во всякой странѣ, даже хорошо одаренной природой, эти знанія могли стать достояніемъ всего человѣчества. Въ жаркихъ тропическихъ странахъ людямъ жизнь давалась слишкомъ легко для того, чтобы они глубоко вдумывались въ пониманіе ея законовъ и научались пользоваться ея силами; въ странахъ холодныхъ природа была человѣку мачехою, не дававшею ему времени для ученія. Только въ умѣренномъ климатѣ зародились тѣ осѣдлые народы, которые положили начало нашимъ знаніямъ. Но и у нихъ не вездѣ эти знанія могли стать достояніемъ всего народа. Египтяне какъ были 4000 лѣтъ тому назадъ, такъ и донынѣ остаются невѣжественными хлѣборобами, которыхъ эксплуатируетъ всякій, кто можетъ. Англичане менѣе чѣмъ въ четверть того же времени изъ полудикарей стали образованнѣйшимъ народомъ и сдѣлались способными даже оказывать свое вліяніе на обитателей почти четверти населенія земли. И здѣсь географія насъ учитъ, что дѣло не обходилось безъ вліянія природы. Тамъ, гдѣ страны были расположены такъ, что живущіе въ нихъ народы легко могли обмѣниваться накопившимися у нихъ знаніями, гдѣ они не ограничивались однимъ восхищеніемъ и восхваленіемъ своей «самобытной» культуры, но могли легко перенимать другъ у друга вновь сдѣланныя изобрѣтенія и открытія, они быстро вырастали въ культурныя націи.

Необходимость труда, борьба съ природой, хотя не истощавшая всѣхъ силъ человѣка, какъ въ полярныхъ странахъ, выработала въ населеніи странъ съ умѣреннымъ климатомъ изобрѣтательность, предпріимчивость, смѣтливость и выносливость. Гдѣ не было такихъ условій жизни, люди продолжали коснѣть въ вѣковомъ невѣжествѣ; такъ, отрѣзанный отъ всего остального міра пустынями Китай по культурѣ своей отсталъ отъ остальной Европы на рядъ столѣтій. Такою же отсталою страною долгое время была Японія, пока развитіе пароходства не дало возможность и этой странѣ вступить въ живой обмѣнъ съ европейскими державами; завязавшіяся торговыя сношенія, обмѣнъ и заимствованіе научныхъ знаній сдѣлали это государство сильнымъ и жизнеспособнымъ.

Россія, лишенная хорошихъ путей сообщенія съ Европой, сильно отставала отъ своихъ западныхъ сосѣдей, пока сѣть желѣзныхъ дорогъ не стала оживлять все болѣе и болѣе сношенія съ этими сосѣдями. Уже болѣе двухъ столѣтій прошло, какъ Петръ Великій «прорубилъ въ Западную Европу окно», однако до начала нынѣшняго вѣка народныя массы еще коснѣли въ таких понятіяхъ и взглядахъ, отъ которыхъ Европа отказалась давнымъ давно; невѣжество, грубость нравовъ, обиліе предразсудность суевѣрій отличали русскаго человѣка того времени.

Напротивъ, на Западѣ культура и образованность развивались в зависимости отъ накопленія знаній и возможности полнаго взамообщенія между народами.

Первой колыбелью цивилизаціи были великія рѣки, по берегамъ которыхъ основывали свои государства первые осѣдлые народы земли; Нилъ съ Египетскимъ царствомъ, Ассирія и Вави-лонъ — на рѣкахъ Тигрѣ и Евфратѣ, государства сѣверной Индіи на Индѣ и Гангѣ и, основанный на берегахъ рѣкъ центральной Азіи, Китай — были древнѣйшими мѣстами образованности; оттуда образованіе проникло на берега Средиземнаго моря, и, когда люди научились плавать по морю, средиземно-морскія страны сдѣлались главнымъ мѣстомъ жизни образованныхъ народовъ; теперь, когда человѣкъ овладѣлъ паромъ и электричествомъ, образованнѣйшими народами стали жители береговъ океана, и имъ принадлежитъ главенство на землѣ. Такъ, если бы человѣчеству удалось завладѣть воздушными путями сообщенія, несомнѣнно, легкость общенія людей немедленно усилила бы образованность и просвѣщенность людей.

Такъ, природою намѣчался ходъ исторіи судебъ человѣчества и географія даетъ ключъ къ ея пониманію. Потому знакомство съ нею важно какъ для историка, такъ и для всякаго, кто хочетъ правильно понимать исторію. Она важна и для мыслителя для педагога. Чтобы понимать, что вокругъ насъ происходитъ, надо знать, гдѣ мы находимся, опредѣлить наше положеніе и во времени и въ пространствѣ; средства къ этому даетъ географія. Какъ человѣкъ, заблудившійся въ лѣсу, находитъ свою дорогу только тогда, когда онъ пойметъ, гдѣ онъ находится, такъ и человѣкъ, уяснивъ положеніе свое собственное и положеніе своей родины среди другихъ странъ земли, можетъ правильно намѣтить свой образъ дѣйствій въ зависимости отъ выясненныхъ окружающихъ условій.


Посмотреть оригинал